2020-й год останется навсегда в памяти многих специалистов как год выхода работать онлайн! Кто-то это сделал еще весной, кто-то подошел к такому решению только осенью. Ну а кто-то только стоит на пороге больших открытий и вот-вот откроет эти волшебные двери! А на календаре, между почим, уже 2024 год!
Не будем сейчас рассуждать о том, всем ли специалистам можно работать в онлайне, насколько успешен может быть этот опыт, хорошо это или плохо, но факт остается фактом: онлайн надолго пришел в профессиональную жизнь педагогов, психологов, логопедов и других специалистов, работающих с детьми и родителями. Я лишь поделюсь своим опытом выхода в онлайн-пространство, постараюсь структурно ответить на возможные вопросы новичков.
Я нейропедагог, специалист по развитию и обучению детей с 1999 года. Я готовлю учеников к обучению в школе, занимаюсь с учениками начальных классов, имеющими трудности в обучении, я помогаю родителям поддерживать высокую мотивацию к обучению и составляю для детей индивидуальные образовательные маршруты. Достаточно успешно отработала в системе образования. На сегодняшний день я веду консультации, диагностики, занятия со взрослыми и детьми, офлайн и онлайн, причем онлайн составляет в этой структуре около 85% от всех занятий и консультаций.
Онлайн-формат пришел в мою профессиональную жизнь еще в 2016 году, когда я, работая учителем в гимназии, впервые провела вебинары по русскому языку для учеников своего, тогда уже 4-го класса. Класс был отправлен на карантин, а материал нужно было как-то доносить до детей. Дать задания из учебника мне казалось невозможно скучным! Поэтому я пригласила детей на площадку для проведения вебинаров, а самостоятельные и домашние задания выдала в виде Google-формы. У нас все получилось! Конечно, были и те, кто закапризничал, не захотел разобраться в ссылках, сослался на отсутствие технической возможности… Но вот, что интересно: через пару занятий (карантин длился около 2-х недель) почему-то техническую возможность «нашли» все семьи) Видимо, сработал эффект волны: класс был очень дружный, дети наперебой рассказывали друг другу, как интересно «слушать Татьяну Викторовну в компьютере и кнопочки нажимать». Тогда же я освоила несколько сервисов по созданию интерактивных заданий, самостоятельно созданные задания предлагала детям как на уроках в качестве закрепления материала (в классе уже тогда висела интерактивная доска), так и в качестве дополнительных домашних заданий. Это был первый и, я считаю, довольно успешный опыт обучать детей дистанционно!
В начале 2020-го года мы с коллегой самостоятельно организовали онлайн-обучение для взрослых (специалистов и родителей). Первые уроки и вебинары прошли на специальной платформе. За техническую часть и структуру курса тоже отвечала я. Это оказалось не так уж и сложно, хотя и затратно по времени. Опыт снова оказался успешным!
Спустя несколько лет работы в формате онлайн могу твердо сказать: все получилось! Онлайн может быть действительно качественным и эффективным для детей и родителей. Просто нужно знать определенные нюансы ведения занятий, уметь взаимодействовать через экран, создавать упражнения и рабочие листы, выстраивать понятную и логичную структуру, обязательно взаимодействовать с родителями. А еще постоянно обучаться и быть открытым новому, быстро реагировать на изменения.
Итак, с чего бы рекомендовала начать ваш путь в онлайн, если бы вы только что разрешили себе попробовать работать таким образом?
- Если вы в данный момент работаете в офлайне, не старайтесь все и всех сразу отправить в онлайн-формат. Начните с пары учеников или клиентов. Так вы постепенно сможете опробовать различные ресурсы, сервисы, выбрать те формы, которые подойдут именно вам и вашим ученикам или клиентам. Пара клиентов — это не так много и не так часто. Пусть это будет ваша «дегустация» онлайн работы.
- У каждого курса, занятия, ученика должна быть цель: какие умения мы должны сформировать в течение курса, занятия, какие знания даем и для чего, что будем закреплять и отрабатывать. Любое занятие — это не набор интересных заданий и упражнений (а в онлайне действительно можно создать много интересных интерактивных материалов), а передача знаний и формирование умения! То есть в основу кладем именно умение, то, чему мы должны научить.
- Определитесь, как вы планируете работать в онлайне: индивидуально или с группой. Это важно. Это будет влиять на выбор платформы и ресурсов. Также важным я считаю работу по общему плану (когда все темы известны заранее, все задания подобраны и рассчитаны на среднего ученика) или индивидуально составленному (тогда под каждого ученика вы будете подбирать индивидуальное упражнение, корректировать ход занятий под особенности конкретного ученика).
- Подобрать и опробовать площадку для занятий. Друзья, в пространстве существует не только Zoom, есть масса интересных и удобных вариантов! Считаю, что платформа должна нравиться лично вам: просто использования, красивый и удобный интерфейс, понятные кнопочки, техническая поддержка, ответы и заинтересованность в вас менеджера. Или платформа для создания курсов: простота и удобство заполнения уроков, возможности пользоваться различными сервисами, удобный для клиента прием платежей от клиента. Все это очень важно! Но не всегда мы с самого начала обращаем внимание на эти нюансы)
- Потренируйтесь сначала на своих родных и знакомых: отправьте им ссылку-приглашение на занятие, выйдите в эфир, подключите камеру и микрофон, предложите различные типы заданий, пусть ваш оппонент их выполнит, даст обратную связь (было ли сложно разбираться в кнопочках, понятно ли вы даете инструкцию, нужна ли дополнительная помощь). Вы должны быть уверены в технике, платформе, ресурсах, чтобы не переживать и не тратить энергию на занятии на эти моменты.
- Если вы запускаете новый курс или новые уроки (темы), сделайте тестовый вариант и отправьте своим коллегам или создайте тест-группу для получения обратной связи. Это поможет вам немного отшлифовать подачу материала и избежать шероховатостей в дальнейшем.
- Выберите ресурсы для создания упражнений и заданий, не нужно сразу использовать все (помните, что во главе стоит цель и структура?), лучше начать с освоения 1-2х, изучить их возможности, опробовать на учениках (клиентах), потом продолжить поиски. Сайты для создания игр, упражнений, заданий появляются и обновляются постоянно, не нужно хвататься за все и сразу!
- Делайте! Не тяните долго, не примеряйте онлайн неделями и месяцами. Просто делайте. Фиксируйте все моменты на занятиях, которые вам и ученику понравились или не понравились, корректируйте, дополняйте. Если будете только мечтать, ничего не выйдет. Если у вас есть сомнения в правильности и адекватности использования того или иного ресурса, возьмите консультацию у более опытного коллеги. Так вы сэкономите энергию и время, а это гораздо важнее денег, на мой взгляд.
Вообще, начинающим в онлайне можно обратить внимание на три направления в работе:
- психологическое (насколько комфортно, как себя вижу, что мешает, какие зажимы),
- техническое (на какой платформе работать, какими сервисами пользоваться, какие требования нужны),
- методическое (структура курса или занятия, наполнение, адекватность подбора заданий.
Ну и продвижение своей экспертности в онлайн! Если вы задумали действительно серьезную работу).
С верой в вас и ваш бизнес, ваша ТМ