И выяснили одну интересную деталь: многие под «системностью» понимают регулярность. То есть постоянно выполнение чего-либо. Например, говоря о том, что с ребенком надо работать именно системно, многие специалисты говорят «ну, это значит, надо не пропускать занятия, постоянно ходить на них, и еще домашку делать!»
Разве?
Наша любимая Википедия вот, что предлагает в качестве объяснения: системность — это состояние, качество или кондиция сложной системы, то есть набора взаимосвязанных элементов, которые ведут себя как единое целое или кажутся таковыми, проявляя поведение, отличное от поведения частей.
Набор взаимосвязанных элементов! Которые ведут себя как единой целое!
А для получения, например, устойчивого результата в работе с ребенком нам будет недостаточно лишь регулярных занятий со специалистами и выполнения домашних заданий. Потому как в этой ситуации всего лишь два элемента: занятия и закрепление дома. На самом деле, элементов в этой системе гораздо больше!
❗️Влияет ли сам ребенок на процесс обучения? Конечно. Он же не только объект, но еще и субъект. На то, как ученик усваивает материал, влияет и его прежний опыт, и уровень его развития, и его личностные особенности, и его состояние сегодня, и привычка реагировать на удачи/неудачи, да даже то, выспался он сегодня или нет. Много нюансов. И каждый влияет на то, как он усвоит сегодняшнюю тему, как будет формироваться у него отдельное умение.
❗️Влияет ли специалист, в данном случае, сам педагог? Безусловно. То, как он подбирает материал, как его подает, какие инструменты использует в своей работе, как себя сегодня чувствует… То есть, кроме знаний и диплома, еще многое должно совпасть)
❗️Влияет ли родитель на процесс обучения? Да. Своим отношением, своими реакциями на результаты ребенка, своими решениями (ведь именно родитель принимает решение, в какую школу идти ребенку, в каком возрасте, к какому педагогу и т.д.), своими словами и действиями, умением выстраивать причинно-следственные связи. Даже тем, на какое место в своей жизни ставит этот родитель своего ребенка, помогает ли выстраивать границы, вовремя ли сепарирует. Поэтому, если родитель лишь платит деньги, а остальное — «ваша проблема», результата может и не получиться.
❗️Влияет ли понимание взрослыми, что у ребенка является причиной трудностей? Сто раз да! Не всегда причина лежит на поверхности. Часто она сильно глубже. И требует внимания не одного отдельного, а многих специалистов. Ведь, пока мы заклеиваем пластырем гниющую рану, проблема не решится. Она решится тогда, когда мы честно решимся посмотреть на рану, промыть, пролечить, может быть, вырезать или зашить. А для этого нам понадобится помощь других компетентных специалистов.
Для реального решения проблемы нужны не отдельные элементы системы. Нужно уметь видеть всю картину целиком! Мне нравится такой яркий образ с квадрокоптером: если ты стоишь внизу, на земле, ты не видишь всю картину целиком, ты видишь лишь ее отдельные элементы. Но поднимись выше, на квадрокоптере, посмотри на проблему как бы сверху, заметь и другие элементы, которые взаимосвязаны с проблемой. И увидишь, через какой элемент нужно начинать, а после продолжать свою работу.
Ребенок это не линия. Ребенок это целая система! Не плоская, а объемная. И состоит из множества взаимосвязанных элементов. Вот почему надо научиться видеть и осуществлять именно системный подход.
Именно такому взгляду на обучение я хочу обучать специалистов и родителей. Именно в таком ключе наша команда организует процесс обучения на курсе «Подготовка к школе: нейропедагогический подход». Количество мест ограничено. Поэтому приглашаю тех, кто настроен быть нейропедагогом всерьез и надолго.
С наилучшими пожеланиями, ваша ТМ