Нейропедагог.рф

suthor-blog

Про поведение детей.

Потому как много обращений родителей именно с жалобами на поведение.

Прикреплю к тексту картинку кувшина, так у вас будет визуальная опора и возможность разобраться в причинах «плохого» поведения у своего ребенка. Пишу «плохого» в кавычках, потому как, чаще всего, это неудобное для вас поведение, неуправляемое, нежелательное. По факту — ребенок просто дает такую реакцию, так себя ведет, а мы, взрослые, пытаемся дать этой реакции оценку.

Итак, это кувшин негативных эмоций, его автор Юлия Борисовна Гиппенрейтер. Давайте я попробую объяснить просто и доступно, на что надо обратить внимание, если ваш ребенок плохо себя ведет.

‼️На дне кувшина (то есть в основании, в базе) лежат базовые стремления ЛЮБОГО человека: мы все хотим, чтобы нас принимали! О принятии мы уже с вами говорили ранее: важно принимать в себе и белое, и черное, заботиться о себе без всяких дополнительных условий. Наши дети тоже ждут этого! Они не ждут, что мы их будем любить, когда в дневнике только пятерки, а с дисциплиной нет проблем. Наши дети родились, чтобы быть принятыми, чтобы им просто радовались, чтобы их просто любили!

  • я хороший!
  • я любим!
  • я могу!
  • я есть!

Вот, что хочет чувствовать ребенок в семье. Это и есть потребность в базовой безопасности. А не только еда, сон и одежда. Обеспечиваем ли мы это своим детям? Сканируем себя, отмечаем ✅, идем дальше.

‼️ Следующий слой — это потребности. Не только в еде и сухой одежде (как я написала ранее), но и в успехе, понимании, уважении, ласке, свободе, независимости, самоопределении… Конечно, уровень и глубина потребности зависит от возраста вашего ребенка. Но вы где-то здесь видите потребность в послушании? Отсутствии собственного мнения? Нет! А именно этого мы часто и добиваемся от наших детей!

Подумайте, как вы транслируете своему ребенку понимание? Поддерживаете ли его, когда он грустит, ему плохо и кажется, что мир не справедлив? Или чаще повторяете: я же тебе говорила…

Потребность в уважении. Как с этим в вашей семье? Многие считают, что уважение надо заслужить, а маленького ребенка ну за что уважать? Тут возникает тема границ. Ведь если к самих взрослых с границами «не очень», то как они помогут сформировать из у собственных детей?

Просканируйте весь список потребностей, оцените себя как родителя, «слышите» ли вы эти потребности у своих детей? Анализируем, ставим ✅.

‼️ Теперь достаточно сложный слой. По сути это момент, когда надо ответить на вопрос: почему мой ребенок так плохо себя ведет? Что он на самом деле ощущает в этот момент?

Сложно, потому что большинство взрослых не в ладу со своими чувствами. Потому что я не могу заметить в другом то, что не разрешаю замечать сама в себе🤷‍♀️ А как может чувствовать себя ребенок, которому практически запрещают ощущать обиду, гнев? Который даже не осознает, что сейчас с ним происходит (вот, почему так важно в дошкольном возрасте работать над развитием эмоционального интеллекта, а не учить читать и писать!)? Эмоции есть. А что это за эмоции и что конкретно с ними делать, никто не учит.

Если мы, взрослые, продолжаем не замечать, не давать место эмоциям, не учить детей, как с ними быть, наступает следующий этап:

‼️ Негативные эмоции накапливаются! И переходят в более разрушительные: гнев, злобу и агрессию! А это уже эмоции более сложные. Здесь уже требуется часто именно физическая разрядка! Поэтому в хол идут крики, слезы, кулаки… Ваш ребенок может агрессировать на себя или на других. Кувшин переполнен. Идет всплеск…

Это механизм. Откуда берется плохое поведение. Возраст ребенка может быть любым. У взрослых этот механизм тоже «работает». 

Хотите изменить поведение ребенка? 

Это возможно. Мы сейчас не говорим о случаях, когда у у детей есть диагноз или органическая причина некорректного поведения. Мы говорим об условно нормотипичных детях. Мамам и папам надо не искать детского психолога, который найдет у ребенка кнопку и даст готовый алгоритм к действию. Алгоритм есть! Но он не сработает, если мамы и папы не начнут работать с собой. Потому как «8 объятий в день», но по протоколу, без принятия и любви, не закроют базовые потребности ребенка. Дети не дураки) Они живые, они чувствуют ложь и непринятие.

Начинайте работать с собой, разбираться в себе. И тогда вы сможете стать любящими родителями. Тогда изменится поведение ваших детей. Тогда мы все вместе сможем вырастить здоровое и думающее поколение людей.

С наилучшими пожеланиями, ваша ТМ