Всегда их хочется, но почему-то считается, что специалист помогающих профессий должен работать с детьми и родителями только по призванию (Спасибо, Дмитрий Анатольевич!)
Вот наблюдаю уже не первый год весьма интересную деталь: педагоги, оказывающие дополнительные услуги по обучению, очень сложно и очень стыдливо говорят о деньгах. Или не говорят, подразумевая, что родитель должен сам оценить их труд и выдать достойную оплату. А он, родитель, почему-то часто не спешит сам предлагать хорошие деньги за работу, да еще постоянно жалуется, что денег нет…
Дорогие коллеги! Если уж вы выбрали для себя вариант самостоятельной работы, значит, вас не устроил вариант работы в системе под чужим управлением (будь то школа или детский центр). А это всегда про самостоятельные решения, а значит, и про ответственность, в том числе и финансовую. Такие «игры» положены лишь взрослым. Помните об этом? Дети играют совершенно в другие игрушки)
Почему так сложно думать про деньги? Ведь, вроде, все достаточно просто: ты оказываешь услугу, тебе за нее платят. Просто, если ты смотришь на свою деятельность, как на маленький, но все-таки бизнес. И умеешь считать. Если ты держишься за мысль, что учить, передавать знания это твоя МИССИЯ, то почему-то сразу становится стыдно просить эти деньги (ооо, сразу и еще один триггер: почему ПРОСИТЬ? Оказание услуги это всегда про договоренности. А при честной договоренности никто никого ни о чем не просит, каждая сторона выполняет свою часть сделки). Но миссия это всегда про смыслы! Про то, что у нас получится хорошо и отлично! Про пользу. Но нигде не упоминается, что миссия это про бесплатное или дешевое.
Да, у меня тоже есть миссия: сеять понятное, вечное, чтобы росло, чтобы в развитие. И да, получается учить, доносить, объяснять, мотивировать, вдохновлять… Но я должна чувствовать себя в ресурсе, быть в порядке, здоровой, сытой и слегка хотя бы радостной для того, чтобы выполнять свою миссию! А для этого, опять же, нужны деньги. Чтобы лечиться, есть, радовать себя, учиться и наполняться. Поэтому мои услуги стоят денег. Круговорот денег в отдельном конкретном случае)
Что будет, если я буду без конца заниматься благотворительностью или просто работать за копеечки? Правильно, я сдохну. И не смогу нести людям доброе, светлое, вечное…
Регулярно наблюдаю за педагогами, которые тащат на себе и школьную нагрузку, и репетиторство, и подработку во время отпуска. Что там может «родиться» хорошего в голове, если ты все время занят и думаешь, как бы дотянуть до вечера, до конца недели, до отпуска? Я не хочу никого обидеть. Но у учителя должно быть свободное время, на себя, на чтение книг, на размышления. А его нет. Порой даже не свою семью. И на себя. Это ужасно, если честно. Я хорошо помню работу в системе, шестидневка, с 9-18, даже в субботу. А в воскресение уборка, стирка, готовка и подготовка к новой рабочей неделе… Жить так, конечно, можно. Но недолго. И не слишком радостно.
Так вот, вернемся к частным педагогам. Начал такой педагог самостоятельный путь и сразу столкнулся с огромной проблемой: а сколько я стою? Вопрос, который полезно себе задавать еще на этапе подготовки к самостоятельной практике. Потому что это рынок. А на рынке услуг конкуренция. И надо четко понимать, что ты продаешь, кому нужен твой товар (в данном случае, твои услуги) и сколько за него попросить. А еще знать, почему именно столько. И почему твой товар лучше, чем вон у Марьи Петровны, например! Учились-то вы вместе, а вот услуги оказываете разные… Точнее, польза от ваших услуг совсем разная. А потом еще начинаешь бояться, переживать, что ты хуже других, что твой товар — ерунда полная (привет, советское прошлое, где нас всех без конца сравнивали и обесценивали!) и … стоишь самую стоимость!!!
Это я еще не сказала о том, что мы сами начинаем додумывать ЗА клиента (ну, специфика работы у нас такая: подумать сначала о других, влезть в их шкуру, догадаться и предположить!) А это значит, что я «придумываю», что в семье нет денег, нет возможности купить мои услуги. ВСЕ! Обесценила и себя, свои умения и навыки, и ту семью! Дорогие коллеги, надо помнить, что, если в семье образование стоит в приоритете, то средства на достижение этой цели точно найдутся. Мама откажет себе в лишнем маникюре, а папа придумает способ больше заработать. Если же нет, то это, вероятно, и вовсе не ваш клиент. Важно, чтобы вы сами четко понимали, что вы предлагаете, какие потребности у клиента закрываете и насколько это ценно для вашего клиента! Все, больше фокусов нет)
Конечно, на бумаге это выглядит гораздо легче и проще, чем на деле. Понимаю) Потому что дальше начинается работа со своим мышлением, своими установками и ценностями. Ну и немного знаний по психологии и маркетингу.
С верой в вас и ваш бизнес, ваша ТМ